Вторую сцену Мариинского театра открыли в 2013 году. С тех пор ее украшает занавес с пером. Этот объект создал известный российско-американский художник Юрий Купер, работы которого хранятся в Третьяковской галерее и Мерополитен-музее.
«Бумага» узнала у автора, как он работал над занавесом, и рассказывает историю 420-килограммового произведения.

Здание театра на набережной Крюкова канала — вторая сцена Мариинского театра, где идут оперы, балеты и концерты. Его ввели в эксплуатацию в мае 2013 года, а строительство продолжалось больше четырех лет.
Современная сцена известна люстрами с кристаллами Swarovski, стенами из оникса и акустически комфортными породами дерева, которыми обили зал на 2 тысячи мест. Площадка знаменита и своим занавесом с изображением птичьего пера — девять лет назад его создал художник Юрий Купер.

Купер — известный за рубежом современный отечественный автор. Его работы хранятся в Третьяковской галерее, Метрополитен-музее, коллекции Библиотеки конгресса США и других собраниях по всему миру. А персональные выставки Купера проходили в парижской галерее «Клод Бернар», галерее Яна Кружье в Женеве и на других площадках.
Юрий Купер начал свой творческий путь с книжной графики в 1960-е годы: художник сотрудничал с издательством «Молодая гвардия». Автор работает в книжной индустрии и сегодня, создавая иллюстрации к «Щелкунчику», «Книге Иова» и другим изданиям. В 1972 году он эмигрировал из СССР и жил в разных странах — от Израиля и Франции до США.
Купер работает с живописью, керамикой, скульптурой и даже создает ювелирные украшения: с работами автора можно ознакомиться на его официальном сайте. Сотрудничает художник и с театрами: он создал сценографию спектакля Александра Сокурова «Борис Годунов» для Большого театра, а также оформлял интерьеры Воронежского государственного академического театра драмы имени А. В. Кольцова.


Именно после работы в Воронеже Юрию Куперу и предложили сотрудничество с Мариинским театром — это сделал тогдашний министр культуры Александр Авдеев.
Купер подготовил для Мариинского десятки разных эскизов, многие из которых обращались к типичным для Петербурга образам: например, к решеткам и грифонам. Но в итоге театр выбрал вариант с пером — художник довольно часто обращается к этому образу в своем творчестве.


Занавес создавали в Головинском зале исторического здания театра, который находится под куполом исторической сцены на Театральной площади. Только там объект можно было разложить полностью. Работа заняла около трех месяцев, в ней приняли участие не только сотрудники художественно-постановочного цеха Мариинского театра, но и сам Купер со своими помощниками.
— Я думал, что занавес для Мариинского надо делать обязательно в Италии; возможно, ткать что-то, вышивать. Но в итоге всё делали здесь, и я решил написать его — не просто написать на ткани, а сделать три-четыре слоя органзы, чтобы была воздушность и чтобы [он] «живой» был. [На верхнем слое] был оттиск, чтобы проявлялись границы рисунка, по которому я уже сам писал. Так я делаю почти всегда: когда кому-то отдаешь свой проект на реализацию, в сравнении с эскизом [получается] небо и земля.


Художники Мариинского театра называют занавес с пером «суперзанавесом» второй сцены: так специалисты обозначают основные занавесы театров, расположенные на первом штанкете — металлической штанге на тросах, служащей для крепления декораций.
Вес занавеса составляет 420 килограммов, ширина — 23 метра, высота — 15 метров. Художники создали занавес из пяти основных слоев: сукна, тканевой прокладки и подкладки, основной ткани, аппликационного верхнего слоя и органзы с фотопечатью. Аппликацию делали из многих видов ткани, чтобы придать объекту фактуру, позволяющую перу не выглядеть плоским.
— Это лицо Мариинки-2. Его задача — скрывать от зрителя звуки монтажа и работ за кулисами, поэтому он должен быть очень плотным, в несколько слоев, обладать звукоизоляцией, быть статичным и не колыхаться.

Работа над занавесом не закончилась и после создания изделия, говорит Юрий Купер. Например, уже после его изготовления возник вопрос правильного освещения: только при определенном свете занавес выглядел так, как было задумано.
Позднее на ютьюб-канале Мариинского театра опубликуют видеоинтервью с Юрием Купером, записанное во время его недавнего приезда в Петербург. Тизер этого видео вы можете посмотреть сейчас.
За помощь в подготовке материала «Бумага» благодарит пресс-службу Мариинского театра.
Что еще почитать:
- Прямо под куполом Мариинского театра уже 150 лет создают декорации для опер и балетов. Вот как это происходит.
- Кореец Кимин Ким — о балетной карьере в Мариинском театре, отношениях с петербургскими зрителями и любимом десерте.